Звукопроизношение
Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
- от простого упражнения к сложному;
- выполнение упражнения в медленном темпе – обязательно перед зеркалом;
- постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
- ребёнок выполняет правильно движения – убираем зеркало;
- артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие – 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Программа занятий
Коррекционный процесс включает логопедические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход к нарушениям речи детей.
Данная работа направлена на реализацию: - обеспечение благоприятных условий для социальной адаптации детей через коррекцию звукопроизношения;
- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
- логопедическая пропаганда среди педагогов; - педагогическое просвещение родителей.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- развитие артикуляционной моторики; - развитие мелкой моторики руки;
- развитие фонематического слуха; - развитие и коррекция произносительной стороны речи;
- развитие слоговой структуры слова;
Структура коррекционных занятий:
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Непосредственно коррекционная деятельность.
3. Итог.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника